Пятница, 29.03.2024, 09:26 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог продукции

Главная » Статьи » Статьи

История краски - от пещеры до современного фасада

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При
этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и
велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на
стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно
выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской
и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать
великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика,
свободно продающегося за соседним углом.


Красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже
неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных
наименований.


Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился
найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена
краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем
богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы
запечатлеть ее. Видимо, поэтому о начале развития человечества судят по
древней живопись на скалах.


 


Появление красок и рисование, относится к
доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как
появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах
пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем
состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким
образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из
первых открытий на заре цивилизации.
     


Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих
животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко
(Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов -
охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа
придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски
получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники
замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на
камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой
и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с
образованием твердой пленки, как современные краски.


Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед
погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам
напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч.
haima - "кровь").


    


Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски
очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления.
Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по
составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко
распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается
специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей
прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску,
растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с
этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е. по существу то же
самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались
одновременно действию ударных сил и трению. 
Такие краски нельзя
было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они
окислялись и  затвердевали. Работать с этими красками было сложно:
более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо
медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.
    


В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок:
одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра
Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро делла Франческа (ок. 1420-1492).
Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок
уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в
обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта
техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.
Поначалу
с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену
трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да
Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой
(краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате
его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера...


Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю
краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и
Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали
ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался
заплатить за краску заранее.
    


В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную
краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на
ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз
дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар
изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше
заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме
получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному.
Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно
немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение
здоровья.


В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить,
какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной:
изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка.
Этой краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой
Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами
мышьяка, которые исходили от обоев.


    


Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим
временам, современная красочная промышленность создана сравнительно
недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и
приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты.
Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей
поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так
зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения
многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски,
так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и
готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски
взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился.
50
лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь
пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм
(льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве
разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску
до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к
употреблению краски.
    


С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились
краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами,
обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и
хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими
растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу
большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные
земляные пигменты различной степени чистоты и
искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот
ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической
промышленности, органическими и неорганическими.
    


Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь
("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра
искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов
производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение –
они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим
составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как ни странно,
спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять
постепенно растет (в год на 5,5%); Скорее всего, это связано с
совершенствованием техники производства и переходом на более
экологически чистые технологии.


 


Большую нишу в современном строительстве занимает фасадная краска.
В наше время эти краски обладают невероятной палитрой, всевозможными
специальными качествами и могут удовлетворить любую прихоть.


Поговаривают, что впервые надобность красить фасады городских
зданий, появилась в начале прошлого века, когда на улицах крупных
городов, массово стали появляться фаэтоны, с двигателем внутреннего
загорания, которые добавили в благоухающий от конского навоза городской
воздух, еще и черную копоть от плохо сгораемого топлива. Позже к этому
«грязному делу» подключились промышленные предприятия, чаще всего
располагавшиеся чуть ли не в центре индустриальных городов. В конце
концов, фасады зданий почернели настолько, что пришлось их не мыть, как
это делали ранее, а красить.


    


Сегодня отделка фасада здания является
заключительным этапом строительных или реконструкционных работ. Фасад –
это лицо здания, его визитная карточка. Несмотря на повальное увлечение
архитекторов новейшими строительно-фасадными системами из стекла и
пластика, фасадная краска по-прежнему не сдает своих отделочных позиций.


Благодаря современным технологиям и новейшим материалам в настоящее
время существуют неограниченные возможности для оформления фасадов, в
частности, для придания любому зданию индивидуальности (будь то новое
или отреставрированное строение). Определяя внешний вид здания,
необходимо принимать во внимание эстетические функции, которые
выполняет фасадное покрытие, а также следить за тем, чтобы оно
соответствовало строительным критериям. Правильно подобранное и
выполненное фасадное покрытие не только делает фасад красивым и чистым,
но и защищает его от разрушительного воздействия окружающей среды в
течение длительного времени.
    


Особенная опасность для штукатурки и каменной подложки исходит от
воды в любом ее состоянии. Именно поэтому наиболее важное требование,
выдвигаемое к любому покрытию, – его способность защищать стену от
дождевой воды и влажности. Но в то же время, данное покрытие должно
обеспечить хорошую способность к диффузии для воздуха и водяного пара.
Решающими критериями для оценки качества фасадных красок являются также
их хорошая адгезионная прочность, устойчивость цветового тона,
светостойкость, стойкость к ультрафиолетовому облучению.
    


Когда речь идет об отделке фасада, подразумевается не только его
покраска. Это целый перечень работ, направленный на создание красивого
и долговечного защитного покрытия. Для их выполнения необходима не
только краска, но и специальные шпаклевочные массы, грунтовочные
составы, а зачастую и ремонтные растворы. И только при условии
правильного подбора всех перечисленных компонентов и выполнения работ с
соблюдением существующих технологий фасаду обеспечена долгая цветная
жизнь.

Популярные материалы эмаль ХС-710 химически стойкая, эмаль ХВ-110, эмаль ХС-75 У, эмаль ХВ-16

Категория: Статьи | Добавил: lakma (02.10.2008)
Просмотров: 2125 | Рейтинг: 0.0/0 |